Подробнее о бюджетном калькуляторе

Почему бюджет должен быть прозрачным и понятным для граждан?

Во-первых, потому что он формируется за их счет и расходуется на их благо: это деньги граждан – на входе, и предназначенные гражданам услуги – на выходе.

Проведем аналогию государства с акционерной компанией. В такой компании роль Совета директоров выполняет Правительство, акционерами являются налогоплательщики, а в качестве дивидендов выступают – общественные блага. Только вот получателями таких дивидендов являются не только акционеры-налогоплательщики, но все граждане. Таков уж характер производимых государством благ и услуг.

Подобно акционерам и получателям дивидендов, граждане – налогоплательщики и граждане – получатели государственных благ и услуг хотят удостовериться, что менеджмент, который они избрали для управления государством, не обманывает их, расходует средства акционеров с наибольшей эффективностью, словом, выдает лучший из возможных результатов на вложенные ресурсы. Если бюджетный процесс представляет собой «черный ящик», то подозрительность и недоверие населения к государству будут расти, постоянно провоцируя как обоснованные, так и необоснованные претензии.

Во-вторых, общественный контроль за расходованием бюджетных средств – необходимое условие их эффективного использования, что особенно важно в условиях ужесточения бюджетных ограничений;

Чтобы сформировать свое мнение о государственной и, в частности, бюджетной политике, граждане должны иметь доступ к соответствующим нормативным правовым актам, финансовым отчетам, статистическим данным.

Но легко ли гражданам самостоятельно проанализировать эту информацию? НЕТ Граждане не могут и не хотят разбираться в бюрократическом слэнге нормативных актов, бюджетных отчетов и статистических справочников.

Понимая все это, Президент назвал открытость и доступность бюджетной информации для граждан одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации.

«Вывалить» в Интернет даже всю имеющуюся у органов власти информацию еще не значит сделать государство открытым. Только диалог власти с обществом на понятном ему языке может сформировать конструктивную и заинтересованную позицию граждан по отношению к государству и государственным финансам. Закрытость и изоляция власти от общества порождает ответную негативную реакцию, готовность к диалогу – повышает доверие граждан и их готовность участвовать в общественной жизни.

Как же разобраться в обилии громоздких бюджетных планов и отчетов? И как гражданам довести свое мнение до власти?

Именно для решения этой задачи был разработан Бюджетный калькулятор для граждан. Идея его создания, принадлежащая Центру фискальной политики, в прошлом году победила в одной из номинаций конкурса идей и решений по представлению «Бюджета для граждан», который проводился Аналитическим центром при Правительстве РФ под эгидой Открытого правительства и при поддержке Минфина России. Реализация этой идеи была осуществлена при поддержке Открытого правительства на средства Президентского гранта, предоставленного Центру фискальной политики. Проект был признан одним из лучших, выполненных в 2014 г.

Основная цель Бюджетного калькулятора – повышение бюджетной грамотности населения и развитие конструктивного диалога между властью и обществом по бюджетным вопросам.

Любой гражданин, зайдя по ссылке в Интернет-сервис Бюджетного калькулятора может смоделировать свой вариант бюджета субъекта РФ или муниципалитета. В формате Бюджетного калькулятора можно обсуждать с гражданами как проект бюджета на очередной финансовый год, так и уже утвержденный бюджет, а также – исполнение бюджета за предыдущий год. Бюджетный калькулятор – это доступное неспециалистам изложение доходных и расходных статей бюджета, которые сами граждане могут изменять онлайн в пределах бюджетных ограничений и видеть результаты таких изменений. Органы власти, со своей стороны, получив статистический свод предложенных гражданами изменений, смогут лучше понять потребности и ожидания граждан, оценить потенциал новых бюджетных инициатив или даже скорректировать бюджетные решения.

Бюджетный калькулятор моделирует взаимосвязи основных параметров бюджета –доходов, отдельных направлений расходов, дефицита, а также качественных и количественных последствий роста или сокращения тех или иных направлений расходов. Он предоставляет гражданам возможность: 

  • уточнить, на что идут бюджетные средства,
  • увеличить или сократить по своему усмотрению те или иные расходы,
  • узнать, какие это будет иметь последствия,
  • выбрать способы увеличения доходов и экономии бюджетных средств,
  • сохранить свой вариант бюджета и довести свое мнение до органов власти.

Информационно-справочные страницы Бюджетного калькулятора излагают понятным для неспециалиста языком информацию: 

  • о доходных источниках соответствующих бюджетов, в том числе выпадающих доходах в связи с предоставлением налоговых льгот;
  • о принципах и ограничениях формирования дефицита бюджета и государственного и муниципального долга;
  • о перечне оказываемых за счет бюджета услуг, проводимых мероприятий, и обосновании правомерности таких расходов, пределах увеличения или сокращения расходов по конкретным направлениям;
  • о правах граждан на бесплатное получение тех или иных услуг;
  • о количестве и профиле государственных и муниципальных учреждений, получающих бюджетные средства;
  • о составе и численности органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • о среднем уровне зарплаты в отдельных отраслях социальной сферы и в государственном/муниципальном управлении;
  • о приоритетности тех или иных направлений расходов для органов власти;
  • о потенциальных сферах экономии бюджетных средств и привлечения дополнительных доходов, а также связанных с этим позитивных или негативных последствиях.

Представленная в Бюджетном калькуляторе информация позволяет четко разграничить ответственность за расходы и доходы между уровнями бюджетной системы.

Целевая аудитория бюджетного калькулятора – участники бюджетных слушаний, члены общественных советов при министерствах и ведомствах, члены «молодежных парламентов», учащиеся старших классов и ВУЗов, граждане, занимающие активную жизненную позицию, да и просто любознательные граждане. Не менее полезным Бюджетный калькулятор может оказаться и для депутатов представительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, особенно, если он будет основываться на данных проекта бюджета на очередной год.

Пользователи Бюджетного калькулятора смогут понять взаимосвязи бюджетных параметров, узнать основные направления бюджетной политики, оценить возможности бюджета своего региона и муниципалитета, смоделировать и предложить свой вариант направлений расходования бюджетных средств, оценить, будет ли новый предложенный вариант бюджета лучше базового с точки зрения достижения результатов и, в результате, повысить финансовую грамотность в части принципов управления общественными финансами.

В свою очередь, органы власти, органы местного самоуправления по итогам анализа предложенных гражданами изменений в бюджет получают возможность лучше понять потребности граждан, их ожидания от работы органов власти, оценить потенциал поддержки гражданами возможных решений по вопросам налоговой политики и бюджетных расходов, даже, возможно, скорректировать принимаемые бюджетные решения, а также более эффективно информировать граждан о проводимой бюджетной политике, структуре расходов бюджета и принципах принятия бюджетных решений.

Перейти к калькулятору